деятельности организации

В зависимости от того, что принимают в качестве результата деятельности организации – объем производства (реализации) продукции или финансовый результат (прибыль) – различают показатели производственной эффективности и показатели финансовой эффективности. В условиях прежней (административно-командной) системы экономики приоритет отдавался показателям производственной эффективности (фондоотдаче основных средств, коэффициенту оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и др.). Данные показатели характеризуют не эффективность, а интенсивность использования ресурсов. Если производство и реализация продукции являются убыточными, то улучшение показателей фондоотдачи и коэффициента оборачиваемости оборотных средств ведет к ухудшению финансовых результатов, то есть к возрастанию убытков организации. Таким образом, повышение интенсивности использования основных и оборотных средств, трудовых ресурсов приводит к разорению организации.

В условиях перехода к рыночной экономике изменяются критерии эффективности производства. Поскольку результатом производственно-хозяйственной деятельности является прибыль, то она должна служить основой при расчете экономической эффективности.

Для расчета экономической эффективности работы субъектов хозяйствования могут использоваться различные виды прибыли. Это зависит от цели ее расчета и категории заинтересованных лиц. Так, для оценки доходности капитала (основного и оборотного) используется общая сумма прибыли от всех видов деятельности (Текущей, инвестиционной и финансовой), а для определения рентабельности собственного капитала – чистая прибыль. Для оценки безубыточности объема продаж организация должна использовать валовую прибыль, а для определения прибыльности текущих затрат отдельных видов продукции – прибыль от реализации продукции (работ, услуг).

Следует учитывать и неодинаковую ценность того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц (собственников организации, инвесторов, кредиторов, государства). Для собственников организации важен конечный финансовый результат, который они могут изыскать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и укрепления своих рыночных позиций. Инвесторов и кредиторов интересует общая сумма прибыли до уплат налогов, так как из нее они получают свою часть за ссудный капитал. Государство интересует прибыль после уплаты процентов за кредит до вычета налогов.

Но оценить эффективность деятельности организации нельзя на основании прибыли (различных ее видов). Эти показатели характеризуют абсолютный результат работы. Учитывая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что для оценки эффективности функционирования организации необходимо использовать относительные показатели или по соотношению темпов роста основных показателей: совокупных активов капитала (К), объема продаж (РП) и прибыли (П).



100% < К < РП <П.

Темп роста (Т) определяется сопоставлением фактического показателя за отчетный и базовый периоды

(11)

Первое неравенство (100% < К) означает, что организация наращивает экономический потенциал (ресурсы).

Второе неравенство (К < РП) свидетельствует о том, что объем продаж растет быстрее экономических ресурсов. На основании такого соотношения можно сделать вывод о повышении интенсивности использования ресурсов.

Третье неравенство (РП <П) показывает, что прибыль организации растет быстрее объема реализации продукции и совокупного капитала, а это характеризует повышение уровня рентабельности продаж, т.е. эффективности производства.

Данные соотношения принято называть «золотым правилом экономики организации (предприятия)». Соблюдение данных пропорций свидетельствует о динамичности развития организации и укрепления ее финансового положения.

Также при оценке эффективности хозяйственной деятельности можно сопоставлять темпы роста прибыли (П) с темпами роста объема продаж (РП) и затрат (С), которые должны соотноситься следующим образом

П > РП > З (12)

Для оценки уровня эффективности функционирования организации используются относительные показатели – показатели рентабельности.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, инвестиционной, финансовой). Они более полно, чем прибыль, характеризуют результативность хозяйственной деятельности. Ибо для получения одинаковой массы прибыли могут быть использованы различные ресурсы, а величина рентабельности показывает соотношение результата (прибыли) с примененными или потребленными ресурсами. Под примененными ресурсами подразумевают долгосрочные активы, а под потребленными – затраты материалов, энергоносителей, труда и т.п. Их применяют для оценки деятельности организации и как инструмент в ценообразовании и инвестиционной политике.



Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп и они могут рассчитываться на основе прибыли до налогообложения, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли в абсолютных и относительных величинах. Рассмотрим их.

1) Затратные показатели рентабельности.

Уровень затратных показателей рентабельности определяется соотношением прибыли с затратами. К этим показателям относятся:

общая рентабельность затрат;

рентабельность отдельных видов продукции;

рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов.

Рентабельность затрат как в целом по организации, так и по отдельным подразделениям и видам продукции исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Пр) или чистой прибыли (Пч) к затратам на реализованную продукцию (Ср)

; (13)

Рентабельность показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Он очень широко применяется при оценке эффективности работы организации.

Аналогичным образом определяется рентабельность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

2) Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

В основе этих показателей лежит ресурсный подход и уровень их определяется отношением прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости всего авансируемого капитала (К), то есть основного (Ко) и оборотного (Коб)

(14)

Может быть определена рентабельность отдельных слагаемых капитала: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного.

3) Показатели, характеризующие прибыльность продаж.

Рентабельность продаж (Рпродаж) характеризуется соотношением прибыли от реализации (Пр) или валовой прибыли (ВП) к объему продаж (выручке от реализации продукции) за определенный период

или (15)

Этот показатель характеризует прибыльность производственной и сбытовой деятельности. Он показывает величину прибыли (или маржинального дохода) на один рубль продаж и рассчитывается в целом по организации и отдельным видам продукции. Данный показатель полнее, чем затратные показатели рентабельности, характеризует результаты деятельности организации.

В заключение курсового проекта привести данные по показателям эффективности и интенсивности деятельности проектируемой организации. Данные свести в табл. 12.

Таблица 12 – Показатели деятельности организации

Наименование показателей Ед. изм. Годы Темпы роста
план на … год план к
1 Выручка от реализации продукции млн р.
2 Себестоимость реализуемой продукции млн р.
3 Материальные затраты млн р.
4 Среднегодовая стоимость основных средств млн р.
5 Среднегодовой остаток оборотных средств млн р.
6 Среднегодовая численность работающих чел
7.Прибыль от реализации продукции млн р.
8 Прибыль до налогообложения млн р.
Показатели эффективности производства
9 Эффективность продаж (стр.7/стр.1) р./р.
10 Эффективность основных средств (стр.8/стр.4) р./р.
11 Эффективность оборотных средств (стр.8/стр.5) р./р.
12 Эффективность использования трудовых ресурсов (стр.7/стр.6) р./чел.
13Эффективность материальных затрат (стр.8/стр.3) р./р.
Показатели интенсивности производства
14 Фондоотдача (стр.1/стр.4) р./р.
15 Фондоемкость (стр.4/стр.1) р./р.
16 Коэффициент оборачиваемости (стр.1/стр.5)
17 Производительность труда (стр.1/стр.6) р./чел.
18 Затраты на 1 руб. реализуемой продукции (стр.2/стр.1) р./р.
19 Фондовооруженность (стр.4/стр.6)

На основании данных табл. 12 сопоставить темпы «золотого правила экономики», а также соотношение фондовооруженности труда и производительности и сделать выводы.

Список использованных источников

1 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (с изменениями и дополнениями).

2 Трудовой кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (с изменениями и дополнениями).

3 Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. № 37-З (с изменениями и дополнениями).

4 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-З.

5 Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г., № 158.

6 Лобан Л.А. Экономика предприятия /Л.А. Лобан. - Мн.: Мисанта, 2008 – 264 с.

7 Суша Г.З. Экономика предприятия / Г.З. Суша. - Мн.: Новое знание, 2006. – 288 с.

8 Руденок М.П. Экономика предприятий отрасли: учебно-методическое пособие / М.П. Руденок, А.Г. Ефименко. – Часть 1. – Могилев. Ред.-изд. отдел МГУП. – 2009. – 123 с.

9 Руденок М.П. Экономика предприятий отрасли: учебно-методическое пособие / М.П. Руденок, А.Г. Ефименко. – Часть 2. – Могилев. Ред.-изд. отдел МГУП. – 2009. – 143 с.

10 Теория и практика инвестиционных расчетов; учеб. пособие / В.В. Ширшова, А. В. Королев. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. – 256 с.

11 Экономика предприятий: учеб. пособие / под общ. ред. А. И. Ильина. - М.: Новое знание, 2004. – 672 с.

12 Экономика предприятия. Учебник для вузов по экономическим специальностям / под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. – М.: Банки и бюджет, ЮНИТИ, 2006. – 742 с.

13 Экономика предприятия. Учебное пособие / под ред. А.И. Ильина. – М.: ООО Новое знание, 2006. – 672 с.

14 Экономика предприятия: практикум: под ред. Э.В. Крум. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. – 360 с.

15 Экономика предприятия: учеб. пособие; Л.Н.Нехорошева, Н.Б.Антонова, Л.В.Грицкевич [и др.]; под общ. ред. Л.Н.Нехорошевой. – Мн.: БГЭУ, 2008. – 719 с.

16 Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации / под ред. В.Я.Горфинкеля, Б.Н. Чернышева. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 335с.

17 Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б.Антонова, Л.В. Гринцевич [и др.]; под ред. Л.Н. Нехорошевой. – Мн: БГЭУ, 2008. – 719 с.


5143740883350045.html
5143755534299640.html
    PR.RU™