Воспитательная система школы

Современная педагогика оперирует словом «система» не менее часто, чем термином «технология». Это закономерно потому, что, пожалуй, глав­ный принцип современной науки — принцип системности. Мы рассматри­вали систему воспитательной работы классного руководителя, она является основной частью системы воспитательной работы школы — комплекса ме­роприятий в школе с целью формирования, воспитания учащихся. В нашей стране и за рубежом имеется богатый опыт по проведению воспитательной работы педагогическими коллективами. Однако специалисты считают, что такой «мероприятийный» подход неэффективен и часто воспитание на его основе носит односторонний и формальный характер, сводится к проведе­нию «дежурных» и стандартных форм работы. Системное педагогическое мышление, новые технологии в управлении обязывают понимать и строить воспитательную работу иначе.

Одновременно в педагогической практике XX в. отмечены такие уни­кальные «авторские» образовательные учреждения, школы, которые заста­вили думать, что некоторые школы живут и развиваются как сложные, своеобразные и эффективные воспитательные системы, а не просто как официальное безликое учреждение. Такие воспитательные системы были у А. С. Макаренко, С. Френе, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского. К ним от­носят Вальдорфские школы, школы Кольберга со «справедливыми сооб­ществами», школу А. Нилла в Англии. Среди авторов оригинальных воспи­тательных систем в нашей стране во второй половине XX в. называют Ф. Ф. Брюховецкого, А. А. Захаренко, а также ныне успешно работаю­щих — В. А. Караковского, А. Н. Тубельского и др.

По определению Л. И. Новиковой, воспитательная система школы — это комплекс целей, единство людей, ведущих деятельность по их достиже­нию, отношений между участниками, окружающая среда, включенная в педа­гогическую работу и управленческая деятельность по обеспечению жизнедея­тельности системы^.

Категория «воспитательная система» заставляет по-новому смотреть на всю работу школы, целью которой является создание условий для полно-Ценного развития и социализации учащихся. Средствами достижения цели в этом случае является не только система обучения, но и система воспита­тельной работы внутри школы, подсистема воспитания, а также работа Школы с ближайшим и отдаленным окружением, с семьей, с учреждениями

1 Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н. Л. Селиванова. М., 1989. С. 62.


культуры, с местными органами управления, организациями по обслужива­нию населения, с производственными предприятиями. Воспитательная ра­бота становится не набором, цепью мероприятий, а частью скоординиро­ванных структур, видов деятельности, технологий. Школа в этом случае яв­ляется не только учебно-воспитательным учреждением, но усиливается ее социально-педагогическая функция, школа направляет усилия на успеш­ную адаптацию школьников, если ее деятельность организуется в рамках воспитательной системы.



Как отмечают специалисты, отличительными чертами воспитательных систем передовых школ являются наличие комплекса идей инновационно­го характера, ясное представление педагогов о целях и функциях воспита­тельной системы, взаимодействие со средой, межвозрастное сотрудниче­ство, коллектив единомышленников, гуманистическая ориентация, нали­чие системообразующей деятельности'.

Понятие «воспитательная система» стимулирует концентрацию всех ис­точников, факторов, средств внутри школы и вне ее, направленных на со­здание условий для развития и воспитания детей. Оперировать этим поня­тием — значит мыслить системно, опираясь на классические и новые тео­рии управления, на теорию и технологию педагогической работы.

Воспитательная система школы состоит из компонентов, которые выде­лены в педагогической системе (см. выше), а именно: цель, содержание воспитания, методы и формы, участники процесса. В рамках системы, сис­темного подхода реализуется технологический подход. По мысли В. П. Бес-палько, цель, содержание и ученик составляют задачу системы, исходное состояние, а методы, формы, средства и учитель обозначают ее техноло­гию, пути решения задач2. Но это справедливо для любой педагогической системы, где действует закон: цель — средства — результат.

Воспитательная система конкретной школы отличается своеобразием реализации системно-технологического подхода, своеобразием, качеством решения задач конкретного коллектива школы в определенных, отличных от других условиях. Воспитательная система образовательного учреждения поэтому является своего рода живым организмом, она возникает и развива­ется, проходит путь развития, стадии кризисов, может перестраиваться, ме­няться, адаптироваться к новым условиям и... умирать. Живым организмом ее делают люди, учителя и ученики, родители и другие участники, отноше­ния, которые складываются между ними, традиции, способность коллекти­вов реагировать на новые условия.



Вот почему специалисты говорят, что воспитательные системы есть не во всех школах. Это надо понимать так, что формально, структурно педаго­гическая система есть во всех школах, каждое образовательное учреждение является подсистемой системы образования. Но, если судить по литерату­ре, воспитательные системы — результат успешной, качественной, часто инновационной работы коллективов или отдельных выдающихся педаго-

1 Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н. Л. Селиванова.
М., 1989. С. 16, 17.

2 Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М, 1989. С. 7.


гов. Проще говоря, есть педагог — есть воспитательная система, есть ав­тор — есть авторская школа. Систему воспитания социально и педагогиче­ски запущенных подростков А. С. Макаренко знает весь мир, а работу со­тен подобных исправительных учреждений мы не называем воспитатель­ной системой.

Возникает вопрос: что делать обычной массовой школе, как создать воспитательную систему, если ее рождает, так сказать, сама жизнь, яркий педагог? Ученые спрашивают, можно ли создать базовую модель воспита­тельной системы для массовой школы? Могут ли наука, педагогика, педа­гогическая технология тиражировать системы и технологии талантов и но­ваторов? Ответ простой: воспитательная система выдающегося педагога — «товар штучный, ручной выделки», и это хорошо. Этот опыт уникален, це­ликом не повторяется, но его идеи, принципы, отдельные части, методы и средства в новых комбинациях могут жить и служат практикам для разду­мий и вдохновенья, а исследователям, ученым — для построения теорий и для того, чтобы обучать практиков, массового учителя, созданию воспи­тательных систем, системному и технологическому подходу в воспитатель­ной работе.

Иначе говоря, свою педагогическую систему может создавать любой квалифицированный педагогический коллектив, опираясь на науку и опыт. Создание системы — это управленческая педагогическая задача, и решать ее нужно и можно, используя рекомендации науки, системное видение предмета и осуществляя сознательную инновационную деятель­ность в своей школе, любом образовательном учреждении. Для создания воспитательной системы школы нужна воля коллектива или руководителя и профессиональный подход: анализ ситуации развития школы, опреде­ление проблем и перспектив развития, разработка концепции и плана развития школы.

Конечно, в жизни все не так просто. С одной стороны, в науке, в педа­гогике сегодня имеется достаточный запас научных рекомендаций и разра­боток для создания и развития воспитательной системы. Но вместе с тем есть и сложности, нерешенные вопросы, например вопрос о том, какие воспитательные системы имеются и могут быть созданы, какова типология воспитательных систем и др.

Самое простое деление систем по типу образовательного учреждения: система традиционной массовой школы, сельской школы, специализиро­ванной школы (гимназии, лицея), школы для детей с аномальным развити­ем и др. Выделяют системы и по ведущей идее или по концепции, филосо­фии, например школьная система на принципах «свободного воспитания», Вальдорфские школы, школа «диалога культур» и т. д. Специалисты пред­лагают сложные классификации педагогических систем разных уровней по многим параметрам. Так, Г. К. Селевко предлагает такие классификацион­ные параметры:

• по фактору развития;

• по концепции усвоения;

• по ориентации на личностные структуры;

• по характеру содержания;

• по организационным формам;


• по стилю взаимоотношении;

• по категории обучаемых1.

Для научного анализа такая классификация представляет интерес, но для практической работы это неудобно, громоздко. К тому же здесь смешивают­ся понятия «система» и «технология», и часто оба эти слова обозначают в од­них случаях методическую систему работы учителя (система обучения в на­чальной школе С. Н. Лысенковой или обучение литературе Е. Н. Ильина), в других случаях — виды обучения (например, технология проблемного обучения), инновационные модели авторских школ.

Из сказанного следует, что строгих теорий воспитательных или педа­гогических систем в педагогике пока нет, что затрудняет практическую работу. Тем не менее кратко, в обших чертах охарактеризуем некоторые известные воспитательные системы недавнего прошлого и современные системы.

Система А. С. Макаренко в 20—30-е гг. прошлого века в советской Ук­раине (официальное учреждение для несовершеннолетних правонарушите­лей — трудовая колония, затем коммуна). По существу, это школа-интер­нат, школа-комплекс, где подсистемами воспитания были обучение, труд, коллективная деятельность, самоуправление, клубная работа, — все тесно взаимосвязано. Системообразующими факторами можно считать настоя­щее производство и самоуправление всего коллектива воспитанников. В колонии был завод, выпускавший электроинструменты и фотоаппараты, на нем колонисты под руководством взрослых осуществляли весь произ­водственный процесс и получали начальное профессиональное образова­ние наряду с общим средним образованием в школе. Великим открытием А. С. Макаренко стало воспитание в коллективе, методика создания и раз­вития коллектива воспитанников. Ее главными особенностями были раз­новозрастные группы детей, система сменных командиров, поручений, от­ношения взаимной ответственности, совет командиров, общее собрание и многое другое, что стало классикой отечественной педагогики.

В те же 20—30-е гг. во Франции Селестен Френе создал педагогическую систему начальной школы в провинции, в «сельской местности». С. Френе в основном разделял принципы «свободного воспитания», школы труда, самоуправления начала XX в. Главное, вокруг чего организовывались и учеба, и воспитание, была школьная типография. В ней ученики набирали и издавали «свободные тексты», дидактические карточки и газету. Свобод­ные тексты — основной метод обучения в школе С. Френе: отчеты, сочине­ния учеников по учебным предметам, это и упражнения в языке, это и учебные тексты для младших поколений. С. Френе постоянным учебникам предпочитал особые дидактические карточки, где содержался материал, подлежащий усвоению, упражнения, задания. Каждый ученик с помощью учителя составлял свой набор карточек для занятий. Тексты, карточки, ти­пография активизировали учеников, уводили от зубрежки, будили интел­лектуальную и социальную инициативу.

1 Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. 1996. № 6.


В школе С. Френе был школьный кооператив, своеобразный совет школы, орган самоуправления. Учащиеся занимались самообслуживанием, хозяйственной деятельностью, изготавливали предметы для школы и на продажу. Совет кооператива руководил всем порядком в школе, действовал на демократических началах. Каждую субботу проходило собрание коопе­ратива, где обсуждались все вопросы жизни школы. В частности, это дела­лось с помощью своеобразной газеты Френе, в которой было четыре ко­лонки, где каждый мог сделать свою запись: «я критикую» — «хвалю» — «я хотел бы» — «я сделал». Разбор записей, их коллективное обсуждение, поощрения и наказания, выносимые коллективом, были мощным сред­ством воспитания. В настоящее время во Франции имеется общество пос­ледователей С. Френе, работающих по его системе.

Примером того, как в обычной школе в наши дни на базе формально существующей системы можно создать и развивать своеобразную школь­ную систему, служит московская школа № 825 (директор В. А. Караковский). Особенностью воспитательной системы при ее создании и системообра­зующей деятельностью был весенний коммунарский сбор — трехдневная жизнь за городом по нормам и законам коммунарского движения (см. выше). Сбор создавал особый эмоциональный настрой, там устанавлива­лось неформальное общение, отношения, атмосфера некоего идеального братства, идеальной жизни. В этом его главная цель — утверждение особых теплых отношений, установок, норм, ценностей.

Второй особенностью системы явились ключевые общешкольные дела в течение года, своего рода традиции: творческая учеба, праздник песни, праздник знаний. В дальнейшем внеурочная досуговая деятельность все теснее соединялась с учебным процессом. Взаимопроникновение учебной и внеучеб-ной сфер школы стало еще одной характерной чертой воспитательной систе­мы школы В. А. Караковского. Формы этого объединения — познавательная игра «Робинзонада», дидактический театр, общественный экзамен, аукцион знаний, Ломоносовский месяц, включавший экспедицию в Холмогоры, науч­ную конференцию, межпредметные уроки, затем месяц Москвы и др.1

Итак, коллективная творческая деятельность в разных формах внеуроч­ных и учебных занятий, вобравших в себя элементы неформальной, сво­бодной деятельности и теплого, дружеского общения педагогов и детей, со­здает основу воспитательной системы школы. Большую роль в ее жизни играет, конечно, личность генератора идей и организатора — директора, его сторонников и помощников из учителей и ученического актива, а так­же общая атмосфера, стиль общения, поведения, идеалы и ценности всего коллектива, бережно сохраняемые. Дополняют системы и органы управле­ния: Большой совет (представители всех классов), собирающийся 2—4 раза в год, постоянные и временные органы самоуправления, дежурные коман­диры. Система существует уже около 25 лет. Ее история позволяет анализи­ровать процесс развития, реформирования, преодоления кризисов школь­ной воспитательной системы.

' Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н. Л. Се­ливановой. М., 1998. С. 191.


13-3033



Школа самоопределения (Москва, школа № 734, директор А. Н. Тубельский). В основе концепции данной системы лежат идеи гуманистической педагоги­ки, личностно ориентированного образования, свободного воспитания. Кол­лектив понимает задачу школы как создание условий для выбора учениками содержания обучения, видов учебных и внеучебных занятий и даже учителя, для определения индивидуального пути и темпа обучения. Для этого в школе наряду с традиционной классно-урочной организацией обучения имеются «классы открытых студий»: несколько раз в неделю ученики посещают учеб­ные занятия по выбору, можно выбрать и учителя и предмет. Это не только дает возможность варьировать содержание образования, но и меняет отно­шение к учебе, к себе, к окружению. Свободный выбор заставляет думать, оценивать, относиться ответственно к своему поведению.

Кроме того, старшеклассники некоторое время работают над индивиду­альным проектом, посещая какое-либо предприятие, учреждение города, проходя своеобразную практику. Этот новый для нашей школы вид работы по замыслу педагогов должен обеспечивать условия для самореализации, социального развития учеников. В школе организуется также разнообраз­ная внеурочная деятельность: трудовые объединения, пресс-группа, полит-клуб, правовая группа — эти разновозрастные объединения тоже часто ра­ботают по коммунарской методике и служат сближению всего коллектива школы, расширению опыта учащихся.

Эта школа работает в режиме эксперимента, ее система развивается на основе инновационных подходов и дает пример того, как осуществлять но­вовведения, модернизируя образование.

В истории каждой системы важно увидеть ее своеобразие, неповтори­мость и еще более важно выделить принципиальные особенности, то, что можно тиражировать, следуя технологическому подходу в образовании.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое технология воспитания? В чем состоит технологический подход к воспитанию?

2. Технология и личность — в чем тут проблема и как она решается?

3. Назовите и охарактеризуйте виды деятельности воспитателя, техно­логию работы классного руководителя.

4. Дайте характеристику технологии коллективной творческой дея­тельности.

5. Раскройте понятие «воспитательная система школы» в теоретичес­ком плане и на примерах.

Основная литература

1. Воронов В. В. Технология воспитания. М., 2000.

2. Поляков С. Д. Технологии воспитания. М., 2002.

3. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н. Л. Се­ливанова. М., 1989.

Дополнительная литература

1. Баикова Л. А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педаго­гические технологии. М., 2000.


2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н. Л. Селивановой. М.,1998.

3. Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктив­ного взаимодействия с подростками. М., 1997.

4. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Педаг. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 1.

5. Френе С. Избранные педагогические сочинения / Сост. Б. Л. Вульф-сон. М., 1990.


5109283526280836.html
5109333436250613.html
    PR.RU™