Французский плакат конца XIX – начала XX веков. Творчество Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека, Т. Стейнлена, А. Мухи (на выбор).

Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая

Возникновение плаката принято связывать с именем Жюля Шере. С конца 1860-х годов он систематически печатает крупноформатные цветные эстампы, рекламирующие выставки, выступления, театры, увеселительные заведения (подобные плакаты в русской традиции обозначаются термином "афиша") или промышленные товары. Нельзя сказать, что до этого момента плаката в принципе не существовало (его прототипы находят еще в XV веке), но его современный облик сложился благодаря Шере. Художник соединил новые черты, постепенно возникавшие в рекламной графике середины столетия (увеличение размеров, акцент на цвете и монументальности звучания), в законченной формуле, которая благодаря постоянному повторению стала канонической. Возможности для тиражирования рекламной продукции давала блестяще освоенная Шере техника цветной литографии (с частой заменой камня цинковой пластиной, что существенно облегчало работу в крупном формате).

Во многом благодаря Шере, плакат, ранее бывший скорее уделом мастеров-ремесленников, получил статус самостоятельного искусства и стал привлекать крупных художников. В отличие от своих предшественников, использовавших приемы лубка и карикатуры, Шере апеллировал к эстетике XVIII века (Буше, Тьеполо, Фрагонар). Парадоксальным образом, этот пассеизм позволил создать основу для последующих авангардных достижений. Освященный традицией, плакат из разряда художественных маргиналий переходит в ранг высокого, признанного искусства. К концу столетия его популярность достигает апогея. Плакаты собирают, экспонируют, им посвящают роскошно иллюстрированные издания. Любители эстампов готовы под покровом ночи снимать уже расклеенные листы, лишь бы заполучить их в свою коллекцию.

В творчестве Шере, Мухи, Стейнлена, Тулуз-Лотрека плакат становится сильнейшим средством визуального воздействия. Рекламная функция реализуется благодаря его декоративным качествам. Плакат привлекает и убеждает выразительностью композиции, смелостью рисунка, эффектностью колорита - и лишь затем информирует и уточняет детали. Характерно, что надпись, обязательная для любого законченного произведения подобного рода, подчиняется стилистике изображения и становится его неотъемлемым визуальным компонентом. Шрифт постоянно меняется; акцентируется то рукотворность, то регулярность текста, его расположение на плоскости и в пространстве, его связь с изображением. В рекламе папиросной бумаги Муха повторяет надпись "JOB" четырежды (что явно избыточно, если рассматривать ее лишь как носитель информации) и в конце концов превращает в орнаментальный мотив "византинизирующего" фона. Вместе с тем, задачи рекламы обусловливают и специфические ограничения. Плакат ориентирован на массового зрителя и должен учитывать его вкусы и предпочтения. Отсюда - склонность к повторению, к формированию устойчивых штампов, тяготение к развлекательности и китчу, отличающие не только художников второго ряда (таких как Пеан, Лурде или Дамаре), но и признанных мэтров - Шере и Муху. Если с точки зрения "высокого искусства" это несомненные недостатки, то с позиций функциональности - едва ли не преимущества. Вполне естественно, что художник тиражирует стилистику и образность, снискавшие успех у публики и, соответственно, обеспечивающие привлекательность плаката. Для того чтобы избегать стереотипов, нужно обладать артистизмом и аристократизмом Тулуз-Лотрека.



Жюль Шере (1836-1932) признан «отцом современного рекламного плаката», он первый открыл путь, по которому пошло развитие современной изобразительной рекламы. Начинал он свою деятельность учеником гравера-литографа, выполнявшим этикетки для аптекарей и парфюмеров. затем работал в Англии, где и познакомился с новейшей литографской техникой. Там Шере купил новейший литографический станок, позволявший печатать листы большого формата, и после возвращения во Францию открыл в Париже свою литографическую мастерскую. Во второй половине 60-х гг. Шере производит сенсацию своими красочными литографическими плакатами. Он первым понял, что небольшие по размеру черно-белые афиши не способны были выполнить своей главной функции: активно привлечь к себе внимание , пробудить любопытство к предмету рекламы, заставить приобрести рекламируемую вещь. Шере отверг традиционную модель афиши, предполагавшую максимум буквенной информации, разбавленной небольшой картинкой. Он стал изготавливать плакаты нового типа – большие по размеру, яркие по цвету, броские по рисунку, в которых крупное цветное изображение стало главным выразительным средством. Такая афиша не оставляла прохожего равнодушным, она «цепляла» его воображение на ходу. Еще задолго до въезда в Светлогорск гостевые дома начинают рекламировать свои услуги. Некоторые из них размещают информацию на биг-бордах, другие ограничиваются объявлениями. Целью Шере было добиться максимального воздействия плаката, поскольку он понимал, что у плаката есть немало конкурентов в борьбе за внимание прохожих на улице. Для удобства восприятия плаката он стал прибегать к упрощенному рисунку и незамысловатым сюжетам. Главным изобразительным элементом на его плакатах была бросающаяся в глаза крупная женская фигура и очень лаконичный текст, относящийся к предмету рекламы. Такое решение мы видим на плакате «Аперетив Дюбонне», который демонстрирует нам яркий выразительный женский образ, подкупающий своей раскованностью. Жизнерадостные, веселые представительницы полусвета на его плакатах предвосхитили упрощен-ные сюжеты множества последующих рекламных персонажей. С художественной точки зрения работы Шере возможно и не безупречны, в них можно найти и погрешности рисунка, и безвкусное, упрощенное сочетание цветов. Но все эти недостатки искупаются открытой им в плакате декоративностью и динамикой. Очень скоро рекламодатели сполна оценили достоинства афиш Шере и буквально не давали ему прохода. Плакаты Шере все чаще появляются на рекламных тумбах, в витринах магазинов и в интерьерах кафе. Они увлекали публику своим необычным видом. Все заказы Шере выполнял в своей мастерской, о чем указывал на плакатах Всего Шере создал около тысячи подписных плакатов. Лучшие из них были представлены на персональных выставках в Париже в 1889 и 1890 гг. За заслуги в развитии французского рекламного плаката Шере стал кавалером ордена Почетного Легиона.


5023216851018411.html
5023272291342005.html
    PR.RU™